В отличие от активных инвесторов, скептические инвесторы еще не
имеют акций того или иного фонда. Они изучают представленную им
информацию и решают, действительно ли стоит вкладывать свои активы. В
наш век агрессивного маркетинга и рекламной истерии в отношении фондов
эта отрасль вполне заслужила их скептицизм. На ум сразу же приходят три
области: в рекламе — преувеличение важности прошлых результатов работы
фонда; в расчете доходности — неадекватное раскрытие низкой надежности
банковских ссуд или существенного использования опасных производных
документов ради получения повышенных доходов; в продвижении —
разработка новых концепций фонда, основанных на недоказанных или
непроверенных принципах. Все инвесторы хотят иметь акции фондов, дающих хорошие
результаты работы. И все фонды стремятся давать их. Но, несмотря на
подавляющее количество свидетельств обратного, инвесторы, похоже,
думают, что прошлые результаты — предвестник будущих. Спонсоры фондов —
все хорошие бизнесмены — отвечают на предрасположения инвесторов,
используя прошлые результаты работы фонда, как будто есть некоторая
связь, пусть даже незначительная, между прошлыми и будущими доходами. Наиболее вопиющим проявлением этого "синдрома прошлых
результатов" является рекламирование взаимных фондов, особенно реклама,
провозглашающая фонд "номером 1", даже если мелким шрифтом указывается,
что фонд первый только в некоторой ограниченной группе, некоторого
ограниченного размера, в течение некоторого ограниченного времени.
Учитывая большое количество этих ограниченных вселенных, буквально
сотни фондов в каждый данный момент могут заявлять притязания на статус
№1. А когда тот или иной фонд неизбежно регрессирует к среднему уровню,
его можно заменить в рекламе другим фондом с верительными грамотами №1,
предлагаемым тем же самым спонсором. Этот вариант всегда доступен, если
спонсор управляет многими высокоспециализированными агрессивными
фондами.
В этом вопросе важно то, что спонсоры должны знать, но не
говорят: шанс, что фонд — №1 в течение, скажем, прошлых десяти лет —
останется №1 в течение следующих десяти лет, по существу равен нулю.
Скептицизм инвестора, не обращающего особого внимания на такие
заявления, будет хорошо вознагражден.
|