Стоимость часто отличается от цены. Чарльз Х. Доу, чья теория ценовых
трендов оказала огромное влияние на Уолл-стрит, утверждал, что каждый
исследователь рынка должен "прежде всего знать стоимость". Другой известный авторитет в области биржевых цен барон Ротшильд
говорил, что для преуспевания на фондовом рынке надо "покупать акции,
когда они дешевы, и продавать их, когда они дороги". Он также
подразумевал стандарт стоимости, хотя и не определял его. Нельзя
покупать что-то дешево или продавать что-то дорого, если не знаешь, что
такое дешево и что такое дорого. Это относительные понятия, и они
должны соотноситься с некоторым стандартом. Стоимость — это нечто, существующее в сознании. Ее,
следовательно, столь же трудно определить, как саму жизнь. Во всей
экономической истории никогда не существовало определения чистой
экономической стоимости, завоевавшего всеобщее признание. Все великие
экономисты пытались определять стоимость — Аристотель, Адам Смит,
Рикардо, Бём-Баверк, Джевонс, Кларк, Парето — но такого определения
стоимости в экономическом смысле, которое получило бы всеобщее
признание, нет.
Нельзя утверждать, что стоимость акции — эквивалент ее цены.
Если бы это было так, обсуждение проблемы стоимости вообще было бы
пустой тратой времени. Стоимость была бы ценой, а цена — стоимостью, и
это было бы все, что нужно знать.
Классическое определение стоимости обыкновенной акции считает стоимость
обыкновенной акции равной сумме выплаченных по ней в будущем всех
дивидендов, дисконтированной по преобладающей процентной ставке. Трудно
представить себе, как можно было бы сделать исключения из этой теории
стоимости. Единственная беда с ней в том, что она непригодна для
использования. Непригодна, потому что никто не знает, какова будет
сумма всех будущих дивидендов. Если бы можно было заранее определить
сумму дивидендов за 20-летний период или любой другой срок
существования компании, обыкновенные акции вообще не выпускались бы.
Капиталу вместо просьбы принять на себя партнерский риск предоставляли
бы контракт с указанием прибыли, которая будет выплачена на инвестицию
по истечении определенного времени, и даты, когда капитал будет
возвращен из амортизационного резерва. Потребность в обыкновенных
акциях была бы невелика или равна нулю. Главная причина существования обыкновенных акций в том, что
никто не знает или, предположительно, не может знать общую сумму
дивидендов в будущем. Следовательно, определение стоимости акции как
суммы ее будущих дивидендов, дисконтированных по процентной ставке,
приводит к следующему; стоимость обыкновенной акции остается тайной. Однако не стоит прекращать поиски, даже если в нашем
распоряжении нет абсолютно удовлетворительного определения стоимости,
поскольку может оказаться возможным определить стоимость в пределах
некоторых ограничений.
До настоящего момента доказано: стоимость — это что-то отличное
от цены, и она (стоимость) не может быть конкретно определена.
Стоимость является чем-то существующим лишь в умах людей. Но обычное
понимание стоимости выражается в цене на данный момент, поэтому мы,
похоже, вынуждены вернуться к предпосылке; цена и стоимость — одно и то
же, так как обе являются выражением стоимости, как она существует в
умах покупателей и продавцов, участвующих в работе открытого рынка. Эта
аргументация, однако, не вполне безукоризненна. В логике имеется
разрыв, позволяющий построить практически применимый стандарт
стоимости. Этот разрыв заключается в следующем факте: люди — одни и те
же люди — не всегда присваивают акции одну и ту же цену, Если рыночная
цена "Дженерал Моторс" в марте 1938 года равна 30 и ее стоимость также
равна 30, по мнению всех покупателей и продавцов, участвующих в работе
открытого рынка, и если в октябре 1938 года цена "Дженерал Моторс"
оказалась 50, также по мнению всех покупателей и продавцов, не можем ли
мы увидеть в этом колебании цены ключ к факторам, определяющим
стоимость, и через стоимость цену? Признавая, что стоимость не может
быть определена, следует принять приговор рынка относительно того,
какова величина стоимости. Это не означает, что приговор рынка должен
быть принят в каждый момент. Очевидно, что рынок меняет свое мнение.
Что заставляет его делать это?
|