Инвестирование в ценные бумаги начинается с первичного рынка.
Ключевую роль на нем играет «инвестиционный банкир», важная фигура в
иерархии Уолл-стрит, который занимается привлечением капиталов,
необходимых компаниям для долгосрочного развития, Он выводит компанию
на массовый рынок и обычно помогает ей вести свои дела на Уолл-стрит. Предположим, что после нескольких лет успешной работы компания
готова к расширению производства. Руководство компании определило, что
расширение обойдется в несколько миллионов долларов. Оно обращается к
инвестиционному банкиру, который исследует различные способы
привлечения этих средств, включая и публичное предложение акций. Прежде чем рекомендовать конкретный вариант финансирования,
банк должен рассмотреть некоторые факторы, такие, как общая
экономическая ситуация, конъюнктура на Уолл-стрит и показатели,
характеризующие саму компанию, включая ее финансовое состояние, ее
доходность за время существования и дальнейшие перспективы развития.
Эти и другие факторы учитываются при определении продажной цены акций. Предположим, инвестиционный банк и компания решили, что
публичная продажа простых акций для нее предпочтительнее выпуска
долговых обязательств. Инвестиционный банк соглашается выступить
подписчиком (андеррайтером) выпуска акций и для этой цели купить все
акции для последующей публичной перепродажи по заранее установленной
цене за одну акцию. В случае особо крупного выпуска акций риск,
связанный с размещением, может быть распределен между несколькими
приглашенными для этой цели инвестиционными банками, которые вместе
составляют синдикат подписчиков. На этапе продажи акций синдикат обычно
привлекает других дилеров ценных бумаг, образующих продающую группу, и
вместе с ними продает выпущенные акции по твердой цене. Однако до
продажи акций компания должна выполнить все требования о предоставлении
информации, предъявляемые КЦББ. В регистрационной справке,
предоставляемой в КЦББ, компания указывает основные данные своего
финансового состояния и осуществляемых операций. Эти же данные должны
быть включены в проспект эмиссии акций, который предоставляется членами
продающей группы всем покупателям, реальным и потенциальным. Компания принимает на себя все затраты по подписке
(андеррайтингу), освобождая тем самым покупателей акций от уплаты
комиссионных и других расходов. Как правило, это единственный случай,
когда акции компании продаются по твердой цене, которую временно
поддерживает инвестиционный банк. После этого акции продаются и
покупаются по ценам, определяемым спросом и предложением на вторичном
рынке.
|