Почему инвестировать не рискованно
Мой бедный папа всегда говорил: "Много работай и откладывай деньги".
Мой богатый папа говорил: "Много работать и откладывать деньги
важно, если ты хочешь добиться защищенности и комфорта. Но если ты
хочешь быть богатым, то, много работая и откладывая деньги, скорее
всего, этого не достигнешь. В довершение ко всему, люди, которые много
работают и откладывают деньги, эта в основном те же люди, которые
говорят, что инвестировать рискованно".
По множеству причин богатый папа напоминал Майку и мне, что
много работать и откладывать деньги — это не тот путь, которым он шел к
богатству. Он знал, что это хорошо для масс, но не для того, кто хочет
стать богатым.
Было три причины, по которым он рекомендовал найти Другой план для того, чтобы стать богатым. Вот они:
Первая причина. Богатый папа говорил: "Людям, которые много
работают и откладывают деньги, трудно стать богатыми, потому что они
платят непомерно большие налоги. Правительство взимает самые большие
налоги с людей, когда они зарабатывают, откладывают, тратят и умирают.
Если хочешь быть богатым, необходимо проявлять больше финансовой
искушенности, а не просто много работать и откладывать деньги". Затем
объяснял более подробно: "Чтобы отложить 1 тысячу долларов, надо иметь
в виду, что правительство уже позаботилось о том, чтобы изъять свою
справедливую долю налогов. Так что потребуется 1300 долларов или больше
дохода для того, чтобы только отложить 1 тысячу долларов. Затем эту 1
тысячу долларов незамедлительно начинает съедать инфляция, так что год
от года ваши деньги будут стоить все меньше. Скудные проценты, которые
вы получите, также будут съедаться инфляцией и налогами. Если, скажем,
банк выплачивает вам 5% годовых, инфляция составляет 4%, а налоги
составят 30% от вашего банковского процента, то в итоге вы потеряете
деньги". Вот почему богатый папа считал, что много работать и
откладывать деньги — трудный путь к обогащению.
Вторая причина. "Люди, которые много работают и откладывают,
часто полагают, что инвестировать рискованно. Человек, который думает,
что то или иное предприятие рискованно, чаще всего не стремится
научиться чему-то новому".
Третья причина. "Люди, которые верят в усердный труд, экономию
и в то, что инвестировать рискованно, редко видят другую сторону
медали".
В этой главе разъясняются некоторые причины, почему и каким образом инвестирование не обязательно должно быть делом рискованным.
Мой богатый папа обладал способностью объяснять очень сложные
вещи настолько просто, что практически каждый мог понять, по меньшей
мере, основу того, о чем он говорил. В книге "Богатый папа, бедный
папа" я приводил различные диаграммы, которые использовал богатый папа,
чтобы научить меня азам бухгалтерии. В книге "Квадрант денежного
потока" я приводил его диаграмму, которая объясняет коренные
эмоциональные и образовательные различия между людьми из всех четырех
квадрантов. Для того чтобы разобраться в инвестировании, мне сначала
надо было полностью усвоить уроки тех двух книг.
Когда мне было 12 лет, богатый папа начал время от времени
усаживать меня рядом, когда проводил собеседование с нанимающимися на
работу людьми. В полпятого вечера я садился за большой стол из
коричневого дерева в кресло рядом с креслом богатого папы. С
противоположной стороны стола сиротливо стоял деревянный стул для
человека, с которым проводилось собеседование. Одного за другим
секретарша приглашала в большую комнату нанимающихся на работу,
указывая каждому на этот сиротливо стоявший стул.
Я видел взрослых людей, готовых работать за 1 доллар в час с
минимальными льготами. Будучи подростком, я уже понимал, как трудно
содержать семью на 8 долларов в день, не говоря уже о том, чтобы
разбогатеть на эти деньги. Я также видел людей с высшим образованием,
даже некоторых докторов наук, которые нанимались у богатого папы на
менеджерские и технические должности менее чем за 500 долларов в месяц.
Через некоторое время новизна ощущений от сидения за столом по
одну сторону с богатым папой прошла. Богатый папа никогда не говорил
мне ничего ни до, ни во время, ни после этих собеседований. В конце
концов, когда мне исполнилось 15 лет и я устал сидеть за этим столом, я
спросил его:
— Зачем вы хотите, чтобы я сидел здесь и смотрел, как люди ищут
работу? Я ничему не учусь, и это становится скучно. Кроме того, больно
смотреть на этих взрослых, которые так нуждаются в работе и деньгах.
Некоторые из них просто в отчаянии. Они не могут позволить себе уйти с
одного места работы, пока у них не будет другого. Сомневаюсь, что
кто-либо из них был в состоянии продержаться хотя бы три месяца без
зарплаты. А некоторые из них — старше вас, и ясно, что у них нет денег.
Что с ними произошло? И почему вы хотите, чтобы я смотрел на все это?
Каждый раз, когда я наблюдаю это вместе с вами, мне больно. Меня не
смущает то, что они ищут работу, но это отчаяние, которое я вижу в их
глазах, — вот что по-настоящему трогает меня.
Богатый папа какое-то время неподвижно сидел за столом, собираясь с мыслями.
— Я ждал, когда ты задашь мне этот вопрос, — сказал он. — Мне
тоже больно смотреть на это, и именно поэтому я хотел, чтобы ты увидел
это до того, как станешь намного старше, — богатый папа взял свой
блокнот, нарисовал квадрант денежного потока и продолжил: — Ты только
что перешел в старший класс. Но скоро тебе предстоит принимать очень
важные решения относительно того, кем ты будешь, когда вырастешь, если
ты их уже не принял. Я знаю: твой отец хочет, чтобы ты поступил в
колледж, а потом устроился на высокооплачиваемую работу. Последовав его
совету, ты пойдешь в этом направлении, — и богатый папа провел стрелку
в направлении стороны Р и С квадранта. — А если будешь слушать меня, то
будешь учиться, чтобы стать человеком с этой стороны квадранта, — и он
провел стрелку в направлении стороны Б и И квадранта.
— Но вы мне показывали и говорили об этом много раз, — тихо заметил я. — Зачем вы делаете это опять?
— А затем, что если ты будешь слушать своего отца, то скоро
окажешься на том сиротливом деревянном стуле с противоположной стороны
стола. А если будешь слушать меня, то будешь сидеть в кресле с моей
стороны. Именно это решение ты принимаешь, сознательно или неосознанно,
когда заканчиваешь школу. Я хотел, чтобы ты посидел с моей стороны
стола и понял, какая разница существует в точках зрения. Я не говорю,
что одна сторона стола лучше, чем другая. У каждой из них есть свои
плюсы и минусы. Я только хочу, чтобы ты уже сейчас начал выбирать, с
какой стороны ты хотел бы сидеть, потому что все, чему ты будешь
учиться, начиная с сегодняшнего дня, определит то, с какой стороны ты в
конечном счете сядешь. Будешь ли ты сидеть со стороны Р и С, или же со
стороны Б и И этого стола.
|