Прогнозирование фондового рынка — искусство. Ко можно ли также
использовать искусство для предсказания фондового рынка? В сущности,
да. Ибо тренд цен акций — это отражение популярных настроений внутри
инвестирующего сообщества, распространяясь внутри всего общества.
Например, прямо сейчас определенные направления в массовой культуре
указывают на более высокие цены акций. Действительно, они указывают,
что мы можем быть на грани сформировавшегося спекулятивного подъема.
Тенденции в музыке, кино, моде, литературе, телевидении, популярной
философии, спорте, танцах, стиле автомобилей, нравах, сексуальной
ориентации, семейной жизни, деятельности кампусов, политике и поэзии —
все они отражает преобладающее настроение общества. Но не все
одинаково. Например, телевидение и кино тяготеют к показу более
широкого, более постепенного изменения настроения. По контрасту с ними,
более короткие колебания, как их чувствуют люди, можно разглядеть в
моде, так как можно быстро принять или отвергнуть стили одежды, или в
популярной музыке, где популярные хиты устремляются вверх и вниз в
списках количества продаж. Фондовый рынок — прекрасное место для изучения поведения масс,
потому что он уникален как место, где существуют специфические,
подробные и обширные данные. Основная трудность в определении
индикаторов настроения, кроме цен акций, прискорбное отсутствие точных
числовых данных. Предположим, у нас надежные данные: по посещению
спортивного мероприятия; по нотам и изменениям нот в популярных
мелодиях и лирическому содержанию в популярных песнях; по истории,
содержащейся в популярных книгах; по длине одежды, ширине галстуков,
высоте каблуков, известности различных стилей и цветов в поп-арте; по
угловатости против округлости в автомобильном дизайне; по строительству
различных архитектурных стилей. Далее предположим, что все эти данные
оценены по объему продаж. Да ведь в этом случае мы могли бы читать графики общественного
настроения так же, как мы читаем графики совокупных цен акций. Конечно,
загвоздка в том, что такие данные недоступны. Поэтому считайте эту
статью не как систематично разработанную теорию, а больше как набросок
идеи.
Давайте посмотрим внимательнее на различные стороны массовой
культуры, как на индикаторы коллективного настроения. Начнем с моды.
Давно наблюдается взаимосвязь, по крайней мере случайно, между
направлениями длины одежды и ценами акций. Длина юбок поднималась до
краткости мини-юбок в двадцатые и шестидесятые годы, в обоих случаях
достигая максимума вместе с ценами акций. Мода на длинную до пола
одежду появилась в тридцатые и семидесятые годы (макси), совпадая по
минимуму с ценами акций. Не будет неразумным предположить
гипотетически, что подъем как в длине одежды, так и в цeнах акций
отражает общий рост игривости и дерзости среди населения; падение в
обоих случаях — уменьшение этих качеств.
Поскольку длина юбок имеет ограничения (соответственно пол и
верхняя часть бедра), достижение предела означает, что достигнут
максимум положительного или отрицательного настроения. То же самое
справедливо и в отношении модных расцветок. Яркие цвета ассоциируются с
вершинами рынка, а скучные, темные цвета — с основаниями. Тогда не
является совпадением, что, чем меньше юбка или купальник, тем ярче
расцветка; в свою очередь, мода до пола больше ассоциируется с унылыми,
темными цветами, такими как коричневый, черный или серый.
|