Не можете представить такую возможность в вашей жизни? Что, если вы
ушли на покой, живете в десяти милях от ближайшего светофора,
выращиваете свою собственную пищу и не имеете телевизора? Возможно,
однажды вам потребуется сходить к доктору. Деревенская жизнь подарила
вам язву, и это прекрасное введение к "Смитклайн Бекмэн" (SmithKline
Beckman).
Сотни докторов, тысячи пациентов и миллионы друзей и
родственников пациентов слышали о чудесном лекарстве "Тагамет"
(Tagamet). Оно появилось на рынке в 1976 году. Знал об этом и
фармацевт, ведающий таблетки, и мальчик на посылках, проводящий
половину своего рабочего дня, доставляя их. "Тагамет" был благом для
страдающих и "золотым дном" для инвесторов. Отличное лекарство, с точки зрения пациента, то, которое
излечивает болезнь раз и навсегда, но отличное лекарство, с точки
зрения инвестора, то, которое пациенту приходится продолжать покупать.
"Тагамет" один из последних. Он давал фантастическое облегчение
язвенных болей, и людям, непосредственно пользующимся этим
благодеянием, приходилось все время его принимать, делая держателей
акций "Смитклайн Бекмэн", создателей "Тагамета", непрямыми
бенефициарами. Благодаря в основном "Тагамету", стоимость акции
компании выросла с 7 долл. в 1977 году до 72 долл. в 1987 году.
Потребители этого лекарства и те, кто его выписывает, имели
большое преимущество перед дарованиями с Уолл-стрита. Нет сомнения,
некоторые из оксюморонов сами страдали язвой желудка — это нервный
бизнес — но, должно быть, "Смитклайн" не был включен в их список акций
для приобретения, потому что прошел год прежде, чем акции компании
начали расти. В течение испытательного срока лекарства в 1974 — 76
годах цена выросла приблизительно с 4 до 7 долл., а когда правительство
в 1977 году одобрило "Тагамет", акции продавались по 11 долл. С того
момента они выросли до 72 долл. Но, если вы упустили "Тагамет", у вас имелся второй шанс с
компанией "Птаксо" (Иахо) и ее собственным чудесным лекарством от язвы
— "Зантак" (Zantac). "Зантак" прошел испытательный срок в начале 80-х
годов и получил одобрение в США в 1983 году. "Зантак" принят так же
хорошо, как и "Тагамет", и стал для "Птаксо" таким же прибыльным. В
середине 1983 года акции "Глаксо" продавались по цене 7,5 долл. и
выросли до 30 долл. в 1987 году. Покупали ли врачи, прописывавшие
"Тагамет" и "Зантак", акции "Смитклайн" и 'Тлаксо"? Почему-то я
сомневаюсь, что купили многие. Более вероятно, что доктора были всецело
заняты инвестированием в акции нефтяных компаний. Может быть, они
слышали, что "Юнион ойл" из Калифорнии кандидат на слияние. В то же
время руководящие работники "Юнион ойл", вероятно, покупали акции
компаний, выпускающих медикаменты, особенно горячие акции вроде
"Америкэн серджери сентерс" (American Surgery Centers), которые в 1982
году продавались по 18,50 долл. и потом упали до 5 центов. В целом, если провести опрос всех докторов, бьюсь об заклад,
лишь небольшой их процент из них инвестировал в акции медицинских
компаний, а большинство инвестировало в акции нефтяных компаний; а если
опросить владельцев обувных магазинов, оказалось бы, что больше
инвестировано в аэрокосмическую промышленность, чем в обувную, в то
время как аэрокосмические инженеры больше, похоже, интересуются
обувными компаниями. Я не очень понимаю, почему сертификаты акций, как
и трава, всегда зеленее на чужом пастбище. Может быть потому что прибыльное инвестирование само по себе
кажется таким невероятным, что людям легче представить, что это
происходит где-то как можно дальше, где-то в Великом Запределье, так
же, как всем нам представляется, что идеальное поведение возможно
только в раю, но никак не на земле. Поэтому доктор, знающий внутренний
лекарственный бизнес вдоль и поперек, чувствует себя комфортнее,
инвестируя в "Шламбергер" (Schlumberger), нефтетопливную компанию, о
которой он ничего не знает; в то время как управляющие "Шламбергер",
вероятно, владеют акциями "Джонсон и Джонсон" (Johnson & Johnson)
или "Америкэн хоум продукты" (American Home Products).
Правда, правда. Совсем не обязательно что-либо знать о
компании, чтобы ее акции выросли. Но главное в том, что (1) эксперты по
нефти, в среднем, находятся в лучшем положении, чем доктора, чтобы
решать, когда покупать или продавать акции "Шламбергер"; и (2) доктора,
как правило, знают лучше, чем эксперты по нефти, когда инвестировать в
удачный лекарственный препарат. Человек, имеющий преимущество, всегда
может перехитрить человека без оного — того, кто, в конце концов, будет
последним, узнающим важные изменения в данной отрасли.
Нефтяник, инвестирующий в "Смитклайн" потому, что так
предлагает его брокер, не поймет, что пациенты отказались от "Тагамет"
и переключились на конкурирующее лекарство против язвы, до тех пор,
пока цены на акции не упадут на 40 процентов и плохие новости будут
полностью "учтены" в цене. "Учет" — это уолл-стритовский эвфемизм,
используемый, чтобы притвориться, что неожиданные события были
предвидены. С другой стороны, нефтяник будет среди первых, кто увидит
признаки оживления в нефтяном бизнесе, оживления, которое вдохновит, в
конечном счете, возвращение компании "Шламбергер ". Хотя людям, покупающим акции, в которых они ничего не
понимают, может иногда повезти, и они получат огромные прибыли, мне
кажется, они сами создают себе ненужные помехи, точно как бегун на
марафонскую дистанцию, решивший рискнуть своей репутацией в бобслейных
гонках.
|