Ответ заключен в слове "эфемерный". Чтобы стать миллиардером, я должен предложить как можно больше большему количеству людей, затратив как можно меньше. Я должен найти грузную, раздутую и неэффективную сегодня область в бизнесе, где люди не удовлетворены действующей системой и где продукт нуждается в совершенствовании. Индустрия, в которой у меня больше всего возможностей, является самой крупной из всех. Это образование. Если вы на минуту задумаетесь о том, сколько денег расходуется на образование и обучение, то сумма просто потрясет вас. Причем это касается не только среднеобразовательных школ, колледжей и т. п., но и образования в бизнесе, в армии, дома, на профессиональных семинарах. В результате получается огромная сумма. Вместе с тем, образование все время оставалось самой запущенной отраслью: отсталой, дорогой и готовой к переменам. В начале этого года мой друг, Дан Осборн, специалист в области мирового фондового рынка, прислал мне статью из сайта "The Economist". Вот выдержки из нее:
Майкл Милкен, король облигаций высокого риска, который в свое время зарабатывал по 500 миллионов долларов в год, теперь создает одну из крупнейших в мире образовательных компаний "Knowledge Universe". "Kohlberg, Kravis and Roberts", фирма по выкупу обанкротившихся компаний, при упоминании которой трепещут менеджеры всего мира, также владеет образовательной компанией под названием "Kindercare". Аналитики с Уолл-стрит готовят захватывающие дух доклады, в которых утверждают, что образовательная сфера претерпевает смещение парадигмы в сторону приватизации и рационализации.
Так почему же все так взволнованы? Потому, что видят параллели между образованием и здравоохранением. Двадцать пять лет назад здравоохранение находилось, по большей части, в зависимости от государственного и благотворительного секторов. Сегодня это в основном частная отрасль, в которой обращаются миллиарды долларов. Многие богатые люди, не только мистер Милкен и Генри Крэйвис, но и Уоррен Баффет, Пол Аллен, Джон Доэрр и Сэм Зелл ставят на то, что образование движется в том же направлении. Компании из многих обычных отраслей инвестируют в образовательный бизнес, включая "Sun", "Microsoft", "Oracle", "Apple", "Sony", "Harcourt General" и "Washington Post Group".
По данным правительства США, страна тратит на образование 635 миллиардов долларов в год. Это больше, чем идет на пенсии и оборону и, по его прогнозам, в следующем десятилетии расходы в расчете на одного учащегося вырастут на 40%. В настоящее время частным компаниям принадлежит лишь 13% этого рынка, в основном в области профессиональной подготовки, и большинство из них — это небольшие семейные компании, созревшие для консолидации. Международная аналитическая компания "International Data Corporation" предсказывает, что эта доля возрастет до 25% в течение следующих двух десятилетий.