— Она такая умница. Просто не верится, как быстро она учится.
В течение следующих двадцати минут этот гордый папа расписывал в
подробностях все вещи, которым научилась его талантливая дочка. Наконец
он понял, что его болтовня меня утомляет, и сказал, извиняясь:
— Прости. Просто я так горжусь моей дочуркой. Просто
поражаюсь, какая она умница и как быстро она учится. Уверен, у нее
настоящий талант.
Свойственна ли подобная гордая похвальба лишь немногим молодым родителям? Думаю, нет. По крайней мере, мой опыт говорит другое. Наблюдая за родителями, я подметил одну интересную вещь. Всех их просто изумляет скорость, с которой учатся их дети. Каждый из них уверен, что их ребенок — самый умный на свете, может быть, даже гений. И я соглашаюсь с ними. И думаю, что все дети рождаются талантливыми. Но в случаях со многими детьми этот талант словно куда-то исчезает, затухает или развивается не в том направлении.
Несмотря на то, что у нас с моей женой Ким нет своих детей, новорожденные всегда меня очаровывают. Мне нравится смотреть им в глаза. Когда я ловлю их взгляд, то всегда вижу в нем любознательность и вопрос. Легко заметить, что процесс обучения у детей происходит скачкообразно и суммарно. Под словом "суммарный” я подразумеваю целостный, всеобъемлющий характер восприятия. Их база знаний должна удваиваться каждую секунду. Все, на что падает их взгляд, является новым, удивительным и вносится в их банк данных в неотредактированном виде, без оговорок или предрассудков. Они буквально впитывают новый опыт, именуемый жизнью.
Как-то на днях я пришел в гости к другому другу. Он был в бассейне с трехлетней дочерью. Когда я помахал ему и направился к бассейну, он крикнул: "Взгляни на мою малышку. Она будет чемпионкой Олимпийских игр по плаванию”. Я посмотрел, как эта маленькая девочка храбро барахталась в воде, захлебываясь, но все же продвигаясь вперед к сиявшему от гордости отцу. Я затаил дыхание, глядя, как эта маленькая девочка, на которой не было спасательного круга и которая едва могла удерживать голову на поверхности, чтобы не захлебнуться, молотила ногами по воде, прокладывая путь к отцу, ожидавшему в глубоком конце бассейна, Я вздохнул с облегчением, когда, наконец, папа поднял ее на руки и сказал: "Моя храбрая пловчиха, когда-нибудь ты станешь звездой Олимпийских игр”. И, я думаю, так и будет.
Но больше всего меня удивило то, что всего неделю назад та же
самая девчушка панически боялась воды. Всего неделю назад она настолько
страшилась воды, что орала благим матом, когда отец нес ее к бассейну.
А теперь он называет ее будущей чемпионкой Олимпиады по плаванию. Я
считаю это ярким примером суммарного обучения, для которого нужен
настоящий талант, и каждый ребенок рождается способным к обучению на
этом уровне.
Как я уже рассказал в книге "Богатый папа, бедный папа”, мой родной отец был директором Департамента образования в штате Гавайи в конце 1960-х и начале 1970-х годов. В конечном итоге он подал в отставку, чтобы баллотироваться на пост заместителя губернатора штата от республиканской партии, что оказалось не самым удачным поступком. Его решение выдвинуть свою кандидатуру было вызвано моральными соображениями. Он был чрезвычайно встревожен уровнем коррупции, с которым столкнулся в правительстве, и хотел изменить систему образования. Он думал, что сможет что-нибудь сделать для ее реформирования, если станет бороться за этот пост. Зная, что у него мало шансов выиграть, он все равно вступил в предвыборную гонку и использовал кампанию для того, чтобы вынести на свет те несправедливости, которые, по его мнению, следовало исправить. Но, как мы все знаем, обыватели не всегда голосуют за наиболее честных и порядочных кандидатов.
Я до сих пор верю, что у моего папы был академический талант. Он был ненасытным читателем, прекрасным писателем, блестящим оратором и превосходным преподавателем. Он всегда был первым учеником и исполнял обязанности старосты класса. Он окончил Гавайский университет намного лучше остальных студентов и стал одним из самых молодых директоров школ за всю историю Гавайев. Его приглашали в аспирантуру Стэнфордского, Чикагского и Северо-Западного университетов. В конце 1980-х годов коллеги назвали его одним из лучших просветителей за всю 150-летнюю историю Гавайев и присвоили ему почетную докторскую степень. Хоть я и называю его моим бедным папой, потому что он всегда терпел крах, независимо от количества денег, которые зарабатывал, я всегда гордился им. Он часто говорил: "Деньги меня не интересуют”. И обычно добавлял: "Я никогда не буду богатым”. Эти слова оказались пророческими.
Прочитав "Богатого папу, бедного папу”, многие люди говорят: "Жаль, что я не прочитал эту книгу двадцать лет назад”. Затем некоторые спрашивают: "Почему вы не написали ее раньше?” Мой ответ таков: "Потому что я ждал, пока мой папа уйдет в мир иной”. Я ждал пять лет из уважения. Я знаю, что ему было бы больно читать эту книгу при жизни, но думаю, что, перейдя в мир духов, он одобряет уроки, которые мы все можем извлечь из его судьбы.
”Богатый ребенок, умный ребенок” — это книга, в которой многие идеи о том, как дети обучаются и почему все дети рождаются умными, исходят от моего папы. Расскажу вам историю о моем однокласснике, которому в самом начале жизни присвоили титул "Талант”. Кроме того, она о том, что талантом является каждый из нас — в той или иной степени.
Когда вы говорите, что у кого-то высокий IQ, что это значит? Что измеряется показателем IQ? Гарантирует ли высокий IQ, что вы добьетесь успеха? Означает ли высокий IQ, что вы будете богатым?
Когда я учился в четвертом классе, учительница объявила классу: "Дети, нам выпала честь растить в наших рядах настоящий талант. Это очень одаренный ребенок и у него очень высокий IQ”. Затем она заявила, что один из моих лучших друзей, Эндрю, является одним из самых блестящих учеников, которых она когда-либо удостаивалась чести учить. До этого времени Энди Муравей, как мы его называли, был всего лишь одним из мальчишек в классе. Мы звали его так потому, что он был очень маленького роста, а толстые очки делали его похожим на жука. Теперь нам пришлось величать его "Башковитый Муравей Энди”.
Не понимая, что означает IQ, я поднял руку и спросил учительницу:
— А что такое IQ?
Учительница фыркнула и ответила:
— IQ — это показатель интеллекта. Затем она наградила меня одним из своих уничтожающих взглядов, как бы говоря:
— Теперь ты знаешь, что значит IQ?
Проблема была в том, что я по-прежнему не понимал, что такое IQ,
и поэтому я поднял руку снова. Учительница долго демонстративно не
обращала на меня внимания, но в конце концов повернулась и спросила,
растягивая слова:
— Да. Что еще ты хочешь спросить?
— Вот вы сказали, что IQ — это показатель интеллекта, но что это такое?
Она снова негодующе фыркнула.
— Я уже говорила вам, что если вы не знаете какого-нибудь
определения, то должны обратиться к толковому словарю. А теперь возьми
словарь и посмотри сам.
— Хорошо, — сказал я с усмешкой, быстро сообразив, что она сама не
знает этого определения. Если бы она знала, то с гордостью
продемонстрировала бы это всему классу. Мы давно поняли, что если она
чего-то не знает, то никогда не признается, а только отошлет нас к
словарю.
Отыскав, наконец, в словаре статью "Показатель умственных
способностей”, я вслух зачитал определение. Вот что там было написано:
"Существительное (1916): число, используемое для выражения очевидных
относительных умственных способностей человека, определяемое путем
деления его умственного возраста, устанавливаемого в результате
стандартизованного теста, на его биологический возраст и умножения
полученного числа на 100”. Когда я закончил читать определение, то
оторвал глаза от книги и сказал:
— Я все равно не понимаю, что такое IQ. В полном отчаянии учительница повысила голос и сказала:
— Ты не понимаешь, потому что не хочешь понять. Если ты не
понимаешь этого, то тебе необходимо провести собственное исследование.
— Но это ведь вы сказали, что это важно, — отпарировал я. — Если
вы думаете, что это важно, по крайней мере, могли бы сказать нам, что
это значит и почему это важно.
В этот момент Энди Муравей встал и сказал:
— Я объясню классу.
Он выбрался из-за деревянной парты и прошел к доске у передней стены. Затем он написал на доске:
— Теперь вам понятно, что люди называют меня талантом, потому
что мне десять лет, но результаты моих тестов соответствуют человеку,
которому восемнадцать.
Некоторое время класс сидел молча, переваривая информацию, которую Энди только что изложил на доске.
— Другими словами, если ты не увеличишь свои способности к учебе, когда станешь старше, то твой IQ упадет, — сказал я.
— Именно так я бы это и толковал, — сказал Энди. — Я могу быть
талантливым сегодня, но, если я не увеличу объем моих знаний, мой IQ
будет снижаться с каждым годом. По крайней мере, так следует из данного
уравнения.
— Значит, сегодня ты можешь быть талантом, а завтра стать тупицей, — усмехнулся я.
— Очень смешно, — сказал Энди. — Но правильно. И все же, думаю, мне не нужно бояться, что ты меня догонишь.
— После школы я тебя догоню, — задорно крикнул я в ответ. — Вот
встретимся на бейсбольном поле и тогда посмотрим, у кого IQ выше.
С этими словами я рассмеялся и вместе со мной весь класс. Энди Муравей был одним из моих лучших друзей. Мы все знали, что он умница, но знали также, что он никогда не станет великим спортсменом. И все же, хотя он и не мог ни бить по мячу, ни ловить его, все равно мы всегда брали его в команду. В конце концов, зачем же тогда нужны друзья? '
Итак, как измеряется финансовый IQ человека? Измеряется ли он величиной его зарплаты, стоимостью его имущества, маркой его машины или размерами его дома?
Через несколько лет после случая с признанием Энди Муравья талантом, я спросил у своего богатого папы, что, по его мнению, Означает понятие финансового IQ. Он ответил не задумываясь: "Финансовый интеллект не имеет отношения к тому, сколько денег ты делаешь, он касается только того, сколько денег у тебя остается и насколько активно эти деньги работают на тебя”.
И все же со временем он уточнил свое определение финансового интеллекта. Однажды он сказал: "Ты можешь сказать, что твой финансовый интеллект возрастает, если по мере того как ты становишься старше, за свои деньги ты покупаешь себе больше свободы, счастья, здоровья и возможности выбора в жизни”. Затем он пояснил, что многие люди, становясь старше, делали больше денег, но за свои деньги могли купить себе только рабство — рабство в форме необходимости оплачивать все более крупные счета. Увеличение счетов означало, что человек должен был больше работать, чтобы их оплатить. По мнению богатого папы, в финансовом отношении это было неразумно. Кроме того, он объяснил, что видел много людей, которые делали много денег, но деньги не делали их счастливее. На его взгляд, в финансовом отношении это тоже было неразумно. "Зачем работать ради денег и быть несчастным? — сказал он. — Если тебе приходится работать за деньги, найди способ работать и быть счастливым. В этом и заключается финансовый интеллект”.
Когда речь заходила о здоровье, он говорил: "Слишком много людей гнут спину за деньги и тем самым постепенно убивают себя. Зачем надрываться, жертвуя не только собственным умственным и физическим благополучием, но и благополучием своей семьи? В финансовом отношении это неразумно”. Однажды он высказал следующую мысль: "Нет такой вещи, как внезапный инфаркт. Инфарктам и другим болезням, таким как рак, необходимо время для развития. Их причинами являются недостаток упражнений, некачественное питание и нехватка удовольствий в жизни на протяжении длительных периодов времени. Из этих трех факторов я считаю нехватку удовольствий первоочередной причиной инфарктов и болезней. Слишком много людей думают о работе больше, чем о том, как лучше повеселиться и насладиться великим даром жизни”.
Когда речь заходила о возможности выбирать, он говорил следующее: "Я знаю, что салон самолета первого класса прибывает в аэропорт в то же самое время, что и салон экономического класса. Суть не в этом. Суть в следующем: есть ли у тебя возможность выбрать, каким классом лететь — первым или экономическим? У большинства пассажиров экономического класса возможности выбора нет”, Мой богатый папа объяснял, что финансовый интеллект дает человеку больше возможностей для выбора в жизни. "Деньги — это сила, потому что они дают тебе больше возможностей выбирать”. Но чем старше он становился, тем чаще принимался рассуждать о счастье. В самом конце своей жизни, когда денег у него было столько, сколько он никогда и не мечтал иметь, он снова и снова повторял: "Деньги не делают тебя счастливым; Никогда не думай, что будешь счастливым, когда станешь богатым. Если ты несчастлив в ту пору, когда выбираешься из нищеты, скорее всего, ты не станешь счастливым, когда разбогатеешь. Так что богат ты или беден, главное — постарайся быть счастливым”.
Те из вас, кто прочитал другие мои книги, понимают, что мой богатый папа не измерял свой финансовый IQ традиционными финансовыми мерками. Другими словами, он никогда не ставил во главу угла вопросы о том, сколько денег он сделал, какова стоимость его имущества или размеры портфеля ценных бумаг. Если бы мне пришлось дать определение того, что принес ему финансовый интеллект, я бы сказал: "Свободу”.
Он любил свободу работать или не работать и свободу выбирать, с кем работать. Он любил свободу покупать то, что хотел, не заботясь о цене. Он любил здоровье, счастье и возможности выбора, которые мог себе позволить, потому что был свободен. Он любил свободу и финансовую возможность заниматься благотворительностью и помогать тем, в кого верил. И вместо того чтобы жаловаться на политиков и чувствовать себя бессильным изменить систему, он заставлял их приходить к нему за советом (с надеждой на его взносы в их предвыборную кампанию). Он любил ощущать власть над ними. "Это они звонят мне, а не я им. Каждый политик нуждается в голосе бедного человека, но они не прислушиваются к бедному человеку. По сути, они не могут себе этого позволить. И это печально”, — говорил он.
И все же больше всего он ценил свободное время, которое покупал на свои деньги. Он любил проводить время, наблюдая за тем, как растут его дети, работая над проектами, которые его интересовали, независимо от того, приносили они деньги или нет. Короче говоря, мой богатый папа измерял свой финансовый IQ скорее временем, чем деньгами. Последние годы его жизни были наиболее радостными, потому что он проводил большую часть времени раздавая деньги, а не стараясь накопить и удержать их. Казалось, что возможность стать филантропом доставляет ему такое же удовольствие, как когда-то возможность стать капиталистом. Он вел богатую, счастливую и щедрую жизнь. Что самое важное — его жизнь была безгранично свободной, и именно этим он измерял свой финансовый IQ.
Случилось так, что мой родной папа, глава Департамента образования и одаренный преподаватель, в конечном итоге стал персональным наставником Энди Муравья. Энди был настолько умным, что мог бы учиться не в пятом классе начальной школы, а в последнем классе средней. Его маме и папе предлагали, чтобы он сдавал экстерном, но они хотели, чтобы мальчик оставался в своей возрастной группе. Так как мой родной папа обладал академическим талантом и за два года закончил четыре курса университета, то он понял, в каком положении оказался Энди, и пошел навстречу пожеланиям его родителей. Во многом он был согласен с ними, понимая, что академический возраст не так важен, как эмоциональное и физическое развитие. Он согласился, что для Энди важнее возмужать эмоционально и физически, чем перейти в среднюю школу или в колледж, где учащиеся вдвое старше его по возрасту. Поэтому, отсидев со сверстниками уроки в начальной школе, Энди приходил к моему папе и проводил вечера, занимаясь с ним. Я же, в свою очередь, отправлялся в офис к моему богатому папе, где постигал основы финансовой грамотности.
Мне кажется интересным тот факт, что разные отцы взялись тратить свое время на обучение детей других родителей. Приятно видеть, что такие факты имеют место и сегодня, когда многие родители добровольно посвящают свое время чужим детям, проводя занятия спортом, музыкой, танцами, рукоделием, основами бизнеса и так далее. В конечном итоге все взрослые в той или иной степени учителя. И будучи взрослыми, мы учим главным образом не столько на словах, сколько на собственном примере. Когда наша учительница объявила классу, что Энди — талант и у него высокий IQ, она, в сущности, имела в виду, что остальные таковыми не являются. Я пришел домой и спросил папу, что такое интеллект. Его ответ был простым. Вот что он сказал: "Интеллект — это способность проводить более тонкие различия”.
Я постоял перед ним с минуту, не понимая. Я ждал, что он
пояснит сказанное, ведь как настоящий учитель он не мог оставить меня
стоять так с недоуменным выражением на лице. Наконец до него дошло, что
я не понял его объяснения, и он заговорил на языке десятилетнего
подростка.
— Ты знаешь, что означает слово спорт? — спросил папа.
— Конечно, знаю, — ответил я. — Я люблю спорт.
— Хорошо, — сказал он. — Есть разница между футболом и бейсболом?
— Конечно, есть, — заявил я уверенно. — Между этими видами две огромные разницы.
— Хорошо, — продолжил папа поучающим тоном. — Вот эти разницы и называются различиями.
— Ты имеешь в виду, что разницы — это то же самое, что и различия? Папа кивнул.
— Выходит, чем больше я найду различий между чем-нибудь, тем выше будет мой интеллект? — спросил я.
— Правильно, — подтвердил папа. — Выходит, что твой спортивный IQ
намного выше, чем у Энди. Но у Энди академический IQ намного выше, чем
у тебя. Другими словами, это означает, что Энди лучше учится, когда
читает, а ты лучше учишься, когда делаешь. Вот поэтому Энди легче
учиться в классе, а тебе легче учиться на стадионе. Энди может быстро
решить задачу по математике, а ты быстрее научишься какому-нибудь
футбольному финту.
Я еще немного постоял молча. Мой папа, будучи хорошим учителем,
подождал, пока все сказанное не уляжется у меня в голове. Наконец я
вышел из транса и спросил:
— Выходит, я учусь, когда играю в игры, а Энди учится, когда читает?
Папа снова утвердительно кивнул. Он еще немного помолчал, а потом сказал:
— Наша школьная система придает огромное значение
академическому, или формальному, интеллекту. Поэтому когда говорят, что
у кого-то высокий IQ, то имеют в виду высокий формальный, или
академический, IQ. Современный тест на IQ измеряет главным образом
вербальный IQ, или способность читать и писать. Поэтому, с чисто
технической точки зрения, человек с высоким IQ — это тот, кто быстро
учится, когда читает. IQ не охватывает все стороны интеллекта человека.
Школьный тест на IQ не измеряет художественный, физический и даже
математический интеллект, хотя все эти виды интеллекта являются вполне
равноправными видами.
Продолжая разговор, я сказал:
— Значит, когда учительница говорит, что у Энди талант, это
значит, что он учится лучше, чем я, когда читает. А я учусь лучше него,
когда делаю.
— Да, — подтвердил папа.
Я еще немного постоял, раздумывая. Понемногу я начал понимать, как эту новую информацию можно было применить ко мне.
— Значит, мне надо найти способ учиться, который лучше всего соответствует моему стилю обучения, — заключил я.
Папа кивнул.
— Тебе все равно надо научиться читать, но, кажется, ты будешь
учиться быстрее, когда делаешь, чем когда читаешь. Проблема Энди в том,
что он умеет читать, но не может делать. В некотором смысле ему будет
труднее освоиться в реальном мире, чем тебе. У него все будет хорошо до
тех пор, пока он будет оставаться в мире академической науки. Вот
поэтому ему трудно приходится на бейсбольном поле или в разговорах с
остальными ребятами. Вот почему я думаю: это здорово, что ты и твои
друзья разрешаете ему играть в вашей команде. Вы учите его вещам,
которым учебник его никогда не научит,— предметам и навыкам, которые
очень важны для успеха в реальном мире.
— Энди — отличный друг, — сказал я. — Но ему больше нравится
читать, чем играть в бейсбол. А мне больше нравится играть в бейсбол,
чем читать. Выходит, он самый умный в классе потому, что там ему лучше
учиться. Но это не значит, что он умнее меня. Его высокий IQ означает,
что у него талант к учебе путем чтения. Значит, мне надо найти способ
побыстрее провести больше различий, чтобы я. мог быстрее учиться таким
способом, который мне лучше подходит.
Мой ученый папа улыбнулся:
— Идея правильная. Найди способ быстро провести различия — и
будешь, учиться быстро. Всегда помни, что природа умножает путем
деления, — сказал он. — Так же как клетка размножается, когда делится.
То же самое относится и к интеллекту. В тот момент, когда мы делим
предмет пополам, мы умножаем наш интеллект. Получается, если мы делим
два на два, то получаем четыре и наш интеллект умножается — умножается
путем деления. Это называется "суммарное” обучение в отличие от
"линейного” обучения.
Я кивнул в знак понимания того, что обучение может стать более быстрым, если я найду способ, который мне лучше подходит.
— Когда я только начал играть в бейсбол, то знал очень мало, —
сказал я. — Но вскоре я понял разницу между страйком и пробежкой к
дому. Ты это имел в виду, когда говорил, что мой интеллект повышается
путем деления и проведения более тонких различий?
— Правильно, — ответил папа. — И чем больше ты играешь, тем больше
будешь находить новых и более тонких различий. Тебе не кажется, что ты
играешь лучше, по мере того как узнаешь больше?
— Да, — сказал я. — Когда я только начал играть в бейсбол, то не
мог даже попасть по мячу. Теперь я могу бить, делать пробежки и многое
другое. Ты знаешь, что в этом году я сделал три отбоя? — заявил я,
гордо усмехаясь.
— Да, знаю, — сказал папа. — И очень горжусь тобой. А ты знаешь,
что есть много людей, которые не понимают разницы между бантом и
пробежкой к дому? Они понятия не имеют, о чем ты сейчас говорил, не
говоря уже о том, что они никогда не смогут сделать то, о чем ты
говоришь.
— Значит, мой бейсбольный IQ действительно высокий, — сказал я с улыбкой.
— Очень высокий, — подтвердил папа. — Такой же высокий, как академический IQ у Энди. Только он не может попасть по мячу.
— И не говори, — сказал я. — Энди может знать разницу между бантом
и пробежкой к дому, но он не смог бы сделать ни того ни другого, даже
если бы от этого зависела его жизнь.
— Вот в этом и состоит проблема с оценкой людей только по их
академическому IQ, — сказал мой образованный папа. — Часто людям с
высоким академическим IQ довольно трудно приходится в реальном мире.
— А почему так? — спросил я.
— Это хороший вопрос, и если честно, то ответа на него я не знаю.
Думаю, это происходит потому, что преподаватели обращают внимание
главным образом на умственные способности, а не на перевод умственных
знаний в физические, реальные знания. Кроме того, я думаю, что мы,
преподаватели, зря наказываем людей за сделанные ошибки, ведь если ты
боишься совершать ошибки, то вообще не захочешь ничего делать. В
системе образования мы придаем слишком большое значение необходимости
быть правым и боязни ошибиться. Именно страх совершить ошибку и
выглядеть глупо мешает людям действовать, а ведь в конечном итоге все
мы учимся посредством действия. Знаем, что, совершая ошибки, мы учимся,
и все равно в школьной системе мы наказываем людей за слишком большое
'количество ошибок. В мире образования полно людей, которые могут
рассказать тебе все, что только можно знать о бейсболе, но сами они
играть в бейсбол не умеют.
— Выходит, когда учительница говорит, что у Энди талант, это не значит, что он лучше меня? — спросил я.
— Нет, — ответил папа. — Но в школе ему учиться легче, чем тебе,
потому что у него действительно талант к чтению. Однако на стадионе ты
будешь учиться быстрее, чем он. Вот что это все значит.
— Получается, что высокий IQ значит только, что он быстрее учится,
когда читает, но это совсем не значит, что я не могу выучить столько
же, сколько знает он, — заметил я, добиваясь большей ясности. — Другими
словами, я могу выучить что-то, если захочу это выучить. Ведь так?
— Так, — сказал папа. — Образование—это отношение. И, если у тебя
есть такое положительное отношение к учёбе, ты будешь хорошо успевать.
Но если ты относишься к учебе как неудачник или проигравший, то никогда
ничему не научишься.
Я достал из заднего кармана бейсбольный журнал. Он был сильно потрепан и местами порван.
— Мне нравится читать этот журнал. Я могу назвать тебе счет
любой игры, процент подач и зарплату любого игрока. Но, Когда я читаю
этот журнал в классе, учительница его отбирает.
— И правильно делает, — сказал папа. — Но она должна поощрять тебя к чтению этого журнала после уроков.
Я кивнул. Наконец до меня дошло, почему у Энди самый высокий IQ. Но что самое главное, я понял, как мне лучше всего учиться. В этот день я понял, что для меня лучше всего учиться, если сначала сделать что-то, а потом про это прочитать. Например, в бейсболе, чем больше я играл, тем больше стремился читать про игру. Но если бы я не играл, то мне бы было неинтересно и читать про игру. Это был способ обучения, который лучше всего подходил для меня. Это был способ, которым я учился всю оставшуюся жизнь. Если я сначала пробовал что-то и находил это интересным, то с большей охотой читал про это. Но если я не мог сначала попробовать что-нибудь сам или мог только прочитать о чем-то, то редко заинтересовывался и, соответственно, не стремился про это читать. Для десятилетнего мальчишки в этот день я узнал более чем достаточно. Лимит моего внимания был исчерпан. Схватив бейсбольную перчатку и биту, я выскочил за двери, чтобы проводить более тонкие различия в том, что касалось игры в бейсбол. Мне срочно нужно было повышать свой бейсбольный IQ, и практика была для меня лучшим способом добиться этого. Кроме того, я знал, что если не буду тренироваться, мое место в команде может занять Энди Муравей.
Это объяснение моего папы-преподавателя стало главной причиной того, что я окончил среднюю школу и выжил на исключительно сложном и напряженном курсе федеральной военной академии. Благодаря этому объяснению я знал, что, хотя мой академический IQ не был высоким, это не значило, что я не был умным. Это значило всего лишь то, что мне нужно было найти путь к обучению, который был для меня наиболее эффективным. Без этого ценного знания я мог бы бросить среднюю школу задолго до окончания. Лично мне школьная жизнь казалась слишком медленной, скучной и неинтересной. Меня не интересовало большинство предметов, которые приходилось изучать, но я наш ел способ выучить их и сдать экзамены. Меня удерживало знание того, что когда я, наконец, закончу обучение и получу диплом колледжа, тогда и начнется моя настоящая учеба.
В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу "Рамки ума”. В своей книге он определил семь различных типов таланта, или интеллектов. Перечислим их:
1. Вербально-лингвистический. В настоящее время он используется в нашей системе просвещения для измерения IQ. Он заключается в природной способности читать и писать слова. Это очень важный дар, потому что в основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею. Таким талантом часто наделены журналисты, писатели, юристы и учителя.
2. Цифровой. Имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах. Естественно, что такой дар характерен для математиков. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами.
3. Пространственный. Он присущ многим творческим людям — художникам и дизайнерам. Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.
4. Физический. Им наделены многие великие спортсмены и танцоры. Кроме того, есть очень много людей, которые не блещут успехами в школе, но прекрасно одарены физически. Часто это люди, которым легче учиться с помощью действий, и это называется "практическим” обучением. Очень часто людей такого типа тянет к механике или строительным профессиям. Им могут нравиться уроки труда или домашнего хозяйства. Другими словами, их талант выражается в наблюдении за вещами, их использовании и изготовлении. Человек, конструирующий гоночные автомобили, должен обладать всеми четырьмя перечисленными выше типами талантов.
5. Личностный. Его часто называют "эмоциональным”. Это то, что мы говорим себе, например, когда боимся или сердимся. Часто люди терпят неудачу в чем-то вовсе не потому, что им не хватает умственных знаний, а потому, что боятся проиграть. Например, я знаю многих умных людей с прекрасным образованием, которые ограничивают меру своего успеха только потому, что живут в постоянном страхе совершить ошибку или потерпеть фиаско. Часто люди не могут сделать деньги только потому, что их страх потерять деньги гораздо сильнее удовольствия от процесса накопления.
Тем, кто готов совершить решительные перемены в своей жизни, я рекомендую прочитать книгу Дэниэля Гоулмана "Эмоциональный интеллект”. В ней автор цитирует гуманиста XVI века Эразма Роттердамского, который утверждал, что эмоциональное мышление в 24 раза сильнее рационального. Другими словами, соотношение выглядит следующим образом:
24:1 = эмоциональная часть мозга : рациональная часть мозга
Я вполне уверен, что большинству из нас доводится испытывать превосходство эмоциональной части нашего мозга над рациональной, особенно в тех случаях, когда мы больше боимся, чем следуем логике, или когда мы говорим что-то, чего, по нашему мнению, говорить не стоило.
Я согласен с Гоулманом в том, что личностный интеллект — наиболее важный из всех существующих типов. Я говорю так, потому что он отвечает за контроль над тем, что мы говорим себе сами. Это то, что я говорю сам себе, а вы — сами себе.
6. Межличностный. Его можно найти в людях, которые могут свободно разговаривать с другими. Люди с таким даром часто становятся харизматическими коммуникаторами (специалистами по общению), великими певцами, проповедниками, политиками, актерами, торговцами и ораторами.
7. Окружающей среды. Его люди излучают на окружающие их вещи. Есть люди с природньм даром иметь дело с деревьями, растениями, рыбами, океаном, животными и землей. Этим талантом обладают великие земледельцы, дрессировщики, океанографы и егеря.
С тех пор как были проведены различия между этими типами талантов, ученые выделили еще более тридцати типов, следовательно, наши знания в этой области продолжают расти, потому что мы проводим все более тонкие различия.
Люди, которые плохо успевают в школе, даже если очень стараются, часто не обладают сильным вербально-лингвистическим талантом. Эти люди не могут учиться сидя без движения, слушая лекции или читая. Они обладают иными способностями и талантами.
Мой родной папа определенно обладал вербально-лингвистическим талантом, поэтому хорошо читал, писал и имел высокий IQ. Кроме того, он был прекрасным коммуникатором, то есть у него был дар межличностного общения.
У моего богатого папы, в свою очередь, был талант, стоящий в списке под номером два; есть талант математический. Его вербально-лингвистические способности были ниже среднего уровня, и я думаю, что поэтому он так никогда и не вернулся в школу. Он плохо писал и неважно читал. Но при этом он очень хорошо умел говорить, то есть имел блестящий талант к межличностному общению. У него в подчинении были сотни людей, которым нравилось работать на него. Кроме того, он не боялся рисковать, то есть его личностный интеллект был очень силен. Другими словами, у него была способность обращать особое внимание на цифровые детали и делать рискованные инвестиции, кроме того, он был способен создавать компании, в которых людям нравилось работать.
Мой родной отец был талантлив в большинстве областей, но его слабостью был страх потерять деньги. Когда он попытался начать собственный бизнес, но у него кончились деньги, он запаниковал и вернулся на государственную службу. Одаренному предпринимателю, особенно когда он начинает создавать какой-то бизнес, не имея денег, как воздух необходим сильный личностный интеллект.
Человек, который падает и снова поднимается, опирается на силу своего личностного, или эмоционального, интеллекта. Такой дар часто называют упорством или решительностью. Когда человек совершает поступки, которых страшится, он призывает на помощь свой личностный интеллект. Люди называют это стойкостью или храбростью. Когда человек совершает ошибку и у него хватает силы личностного интеллекта признать ее и извиниться, то такой дар часто называют скромностью.
Когда я изучаю жизнь Тайгера Вудса, то мне легко понять, почему он стал суперзвездой. Для того чтобы добиться блестящих успехов в учебе, поступить в Стэнфордский университет, стать одним из величайших гольфистов всех времен и народов и исключительно влиятельной звездой средств массовой информации, он должен был обладать всеми семью перечисленными выше талантами. Как скажет вам любой игрок в гольф, эта игра требует блестящих физических способностей, но что более важно, громадной силы личностного интеллекта. Вот почему так много людей говорят, что гольф — это игра, в которую ты играешь внутри себя. Когда вы видите Тайгера на экране телевизора, то понимаете, почему ему платят такие деньги за рекламу товаров. Ему много платят, потому что он отличный коммуникатор, что говорит о силе его межличностного интеллекта. В качестве звезды телеэкрана он харизматичен и убедителен. Он герой для миллионов людей всего мира, и поэтому компании дерутся за то, чтобы их продукцию рекламировал именно он.
В конце 1930-х годов Институт Карнеги провел среди преуспевших в жизни людей исследование, которое показало, что техническая компетентность составляла менее 15 процентов причины их успеха. Другими словами, некоторые врачи добиваются лучших результатов, чем, остальные, не обязательно потому, что учились в лучшем университете, или потому, что обладают большим запасом знаний. Все мы знаем людей, которые очень хорошо учились и очень много знают, но все же в реальной жизни терпят неудачу. Когда вы внимательно посмотрите на перечень типов таланта, то сможете, определить некоторые из других причин успехов или неудач человека. Другими словами, вы сможете провести дальнейшие различия, что является основой развития вашего интеллекта.
Исследования Института Карнеги показывают, что минимум 85 процентов успеха человека в жизни основаны на искусстве "человеческой инженерии”. Способность общаться и ладить с людьми намного важнее технической компетентности.
Подтверждением этих выводов явились результаты исследований,
проведенных Бюро учета найма, производственного обучения и менеджмента
США. Трем тысячам работодателей был задан вопрос: "Какие два главных
качества вы учитываете при приеме человека на работу?” На первые места
вышли шесть следующих качеств:
- добросовестность;
- хорошие навыки общения;
- опыт предыдущей работы;
- характеристика с предыдущего места работы;
- какой курс подготовки прошел работник;
- сколько классов школы закончил работник.
Как видите, и при определении факторов успешного трудоустройства добросовестность и навыки общения оказались выше технической компетентности.
Мой папа, директор Департамента образования, знал, что