Каким образом устанавливается рыночная цена на акции, после того как они были выпущены в обращение? Как говорят на Уолл-стрит: Каждая акция стоит ровно столько, сколько за нее готовы заплатить». В этой присказке, несмотря на всю ее банальность, есть доля истины. Держатель акций компании СНК при желании мог бы продать их только по той цене, которую готов заплатить покупатель. Компания редко выкупает у акционеров собственные акции, поскольку все ее средства находятся в обороте. Вполне возможно, что акции процветающей компании с хорошими перспективами будут пользоваться спросом, и многие инвесторы захотят приобрести их по цене, которую запрашивает продавец, или даже выше. А чем больше спрос со стороны покупателей, тем выше предлагаемая ими цена. С другой стороны, едва ли найдется много охотников на акции неблагополучной компании. И для того чтобы привлечь покупателей, придется снизить запрашиваемую цену. Фактически зто простой пример действия сил спроса и предложения в конкретный момент времени.
Существуют различные критерии оценки стоимости акции. Однако покупателя в первую очередь интересуют перспективы получения прибыли, потенциальные дивиденды и финансовое состояние компании. Цена акций определяется этими тремя основополагающими факторами, поскольку именно ими руководствуются инвесторы, сравнивая акции с другими доступными им инвестиционными возможностями.
Для оценки акций на Уолл-стрит часто пользуются двумя показателями: «коэффициент цена — прибыль» и «норма дивидендного дохода». Разобраться в них не так сложно, как кажется на первый взгляд.