В середине 1973 г. мы приобрели долю в компании The Washington Post
Company (WPG) по цене, не превышающей 1/4 от тогдашней стоимости
компании на акцию. Подсчет соотношения цены и стоимости не требовал
особых навыков. Большинство специалистов по ценным бумагам, брокеров,
специализирующихся в области СМИ, и руководителей информационных
компаний оценивали внутреннюю стоимость WPC на уровне 400-500 млн.
долл. Наши подсчеты примерно совпадали. На фондовом рынке компания
оценивалась в 100 млн. долл. Сообщения об этом публиковались ежедневно,
и каждый мог их видеть. Наше преимущество скорее заключалось в деловом
подходе: из трудов Бена Грэхема мы поняли, что ключом к успешной
инвестиционной деятельности является покупка акций прибыльных
предприятий, когда на рынке эти акции продаются с большим дисконтом к
основной стоимости бизнеса.
С другой стороны, в начале 1970-х многие институциональные инвесторы
при назначении цены покупки или продажи считали стоимость бизнеса
несущественным фактором. Сейчас это вряд ли возможно. Эти организации
были просто очарованы инновационной теорией, проповедовавшейся в то
время преподавателями престижных деловых школ. Суть этой теории
заключалась в том, что фондовый рынок полностью эффективен, поэтому
расчет стоимости бизнеса, как и сама стоимость бизнеса, не имеет
никакого значения в инвестиционной деятельности.
(Мы очень признательны уважаемым преподавателям. Что может быть
более выгодным в интеллектуальном соперничестве, будь это бридж,
шахматы или выбор акций, чем соперник, которого научили, что
мыслительный процесс — это пустая трата сил.)