Впервые я начал работать над IPO еще в 1978 году на Гавайях. Богатый папа хотел, чтобы я научился процессу построения компании с целью вывода ее на фондовый рынок, когда я создавал свою компанию по производству изделий на "липучках". Он сказал: "Я никогда сам не выводил компаний на фондовый рынок, но инвестировал в некоторые их тех, что выходили на рынки. Я хотел бы, чтобы ты поучился этому процессу у одного джентльмена, с которым мы инвестируем". Человека, которому он меня представил, звали Марк. Он был такого же плана, как Питер. Разница заключалась в том, что Марк был венчурный капиталист, т. е. человек, занимающийся рисковым (венчурным) капиталом, или сокращенно ВК, как у них принято говорить. Я ветеран вьетнамской войны, поэтому эта аббревиатура мне хорошо знакома в другом контексте.
Предприятия малого бизнеса обращались к Марку, когда им нужен был рисковый капитал или деньги для расширения своего бизнеса. Поскольку мне для расширения нужно было очень много денег, богатый папа посоветовал мне встретиться с ним и узнать его точку зрения. Это была малоприятная встреча. Марк был намного более жестким, чем мой богатый папа. Он глянул на мой бизнес-план, финансовые отчеты и примерно 23 секунды выслушивал мои грандиозные планы на будущее. Затем начал разносить меня. Он объяснил мне, почему я идиот, дурак и совсем не на своем месте. Он сказал, что я зря оставил свою работу и что мне повезло, что богатый папа — его клиент. Иначе он и не подумал бы потратить даже минуту своего времени на такого некомпетентного человека, как я. Потом он сказал мне, сколько, по его мнению, стоит мой бизнес и сколько денег он мог бы привлечь для него, выдвинув свои условия, согласно которым он должен был стать моим новым партнером с контрольным пакетом акций в компании. Как я уже сказал, аббревиатура ВК вызывает у меня вполне определенные ассоциации.
В бизнесе IPO, у банкиров-инвесторов и у ВК есть такая бумага, которая называется "лист условий". Он аналогичен листу бумаги, которые агенты по недвижимости называют листинговым соглашением. Говоря простым языком, этот лист содержит условия продажи вашего бизнеса, подобно тому как листинговое соглашение содержит условия продажи вашего дома.
Так же как листинговые соглашения в недвижимости, листы условий для разных людей будут разными. В недвижимости, если вы продаете только один маленький домик в плохом районе и хотите за него высокую цену, условия, указанные в листе, будут жесткими и негибкими. В то же время, если вы застройщик, у вас тысячи домов для продажи и дома эти приличные, легко продающиеся и дешевые, тогда весьма вероятно, что агент по недвижимости смягчит свои условия, чтобы заполучить ваш бизнес. То же самое можно сказать и о ВК. Чем больше вы преуспеваете, тем лучшие условия получаете, и наоборот.
Итак, посмотрев лист условий Марка, я решил, что его условия слишком суровые. Я определенно не хотел отдавать ему 52% своей компании, чтобы закончить, работая на него в компании, которую сам же основал. Но таковы были его условия. Я не виню Марка и теперь, оглядываясь назад, думаю, что, возможно, мне и следовало принять его предложение. При том, что я знаю сегодня и как мало я знал тогда, если бы сейчас я был на месте Марка, то предложил бы такие же условия. Я думаю, он вообще ничего не стал бы мне предлагать, если бы не уважение к моему богатому папе. Я был новоиспеченным бизнесменом, причем удачливо некомпетентным. Я говорю "удачливо некомпетентным", потому что у меня была растущая компания, но я не мог управлять ее ростом.
Хотя Марк и проявлял жесткость, он был мне симпатичен, и я ему, похоже, тоже. Мы договорились встречаться регулярно, и он согласился давать мне бесплатные советы по мере роста моего бизнеса. Его советы, может, и были бесплатны, но они были всегда суровы. В конце концов он стал больше мне доверять по мере того, как расширялись мои познания и понимание бизнеса. Я даже успел короткое время поработать с ним над одной нефтяной компанией, которую он выводил на открытый фондовый рынок. Она была похожа на нефтяную компанию, над которой я работаю сегодня. Тогда, в 1978 году, работая с ним над той нефтяной компанией, я впервые почувствовал, насколько это захватывающий процесс — работать над IPO.
Во время одного моего обеда с ним он сказал об IPO-бизнесе кое-что, чего я никогда не забываю: "Новые эмиссии и рынок IPO — это как и любой другой рынок. Он всегда ищет вкус сезона".
Марк имел в виду то, что в разное время фондовый рынок отдает предпочтение разным видам бизнеса. Он продолжал свою мысль: "Если хочешь стать очень богатым, часть твоей стратегии как владельца бизнеса должна заключаться в том, чтобы создать компанию, которая нужна рынку, прежде, чем рынок ее захочет".
Дальше Марк пояснил, что история делает знаменитым самого
первого, у кого есть тот бизнес, который становится вкусом сезона. Он
сказал, что изобретения, такие как телевидение, создавали новых
миллионеров так же, как нефть и автомобили создавали миллиардеров в
начале нашего века. Концепция Марка о последовательных этапах в
богатстве согласуется с тем, что мы видим в сокращенном списке из
журнала "Forbes":
1. 1900 год — Эндрю Карнеги сколотил себе состояние на стали — 475 миллионов долларов.
2. 1910 год — Джон Д. Рокфеллер стал миллиардером на нефти — 1,4 миллиарда долларов.
3. 1920 год — Генри Форд стал миллиардером в автомобильной промышленности — 1 миллиард долларов.
4. 1930 год — Джон Дорранс стал миллионером благодаря суповому концентрату "Campbell's Soup" — 115 миллионов долларов.
5. 1940 год — Говард Хьюз стал миллиардером за счет контрактов на
военные самолеты, на станках и кинофильмах — 1,5 миллиарда долларов.
6. 1950 год — Артур Дэвис стал миллионером на алюминии — 400 миллионов долларов.
7. 1960 год — Росс Перо основал "EDS Electronic Data Systems" (1962) — 3,8 миллиардов долларов.
8. 1970 год — Сэм Уолтон вывел на фондовый рынок гигантскую сеть магазинов Уол-Март (1970) — 22 миллиарда долларов.
9. 1980 год — Рон Перельман сделал себе состояние как делец на Уолл-стрит — 3,8 миллиарда долларов.
10. 1990 год —Джерри Янг стал соучредителем "Yahoo!" — 3,7 миллиарда долларов.